- Шаховской Ал-др Ал-др.
-
ШАХОВСКО́Й Ал-др Ал-др (1777—1846) — драматург, поэт, театр. деятель. Из старин. дворян. рода. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (ок. 1784—92). Служил в Преображенском полку (1797—1802), после отставки поступил в Дирекцию имп. т-ров (1802—18 и 1821—26), был нач. репертуарной части, руководил драм. труппой и театр. уч-щем в Пб. (среди воспитанников Ш. — Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий и мн. др.). В 1812 командовал дружиной Тверского ополчения. Чл. Рос. Академии (1810). Плодовитый драматург, Ш. выступал как автор трагедий, романтич. и нар.-бытов. драм, многочисл. переделок и инсценировок соч. др. писателей — У. Шекспира, В. Скотта, М. Н. Загоскина, А. С. Пушкина ("Керим-Гирей, Крымский хан", 1825, по "Бахчисарайскому фонтану"; "Хризомания", 1836, по "Пиковой даме") и т. д., однако наивысший успех он имел как водевилист (первый рус. водевиль "Казак-стихотворец", 1812 и др.) и комедиограф ("Домашний театр, или Полубарские затеи", 1808; "Пустодомы", 1817—19; "Какаду", 1820 и др.). Стихотв. и прозаич. комедиям Ш. присуще стремление воссоздать картину быта и нравов совр. об-ва, их отличают занимательность, афористичность, установка на разгов. интонацию (с целью ее имитации Ш. впервые в рус. драматургии использовал разностопный ямб), а также особая острота и злободневность. Ш. — активный участник лит. борьбы. Политич. и эстетич. консерватизм, религиозность, приверженность нац. началам и недоверие к зап. просвещению предопределили его близость кругу А. С. Шишкова. Уже в 1806—08 Ш. участвует в вечерах Г. Р. Державина, собиравших будущих деятелей "Беседы любителей рус. слова", позднее принадлежит к числу создателей этой орг-ции. На позициях традиционализма находится созданный Ш. "Драматич. вестник" (1808; выходил в Пб. дважды в неделю, всего 93 номера) — первый в России журнал, специально посвященный т-ру. Фактом не только иск-ва, но и лит. полемики стали центр. произв. Ш. той поры — ирои-комич. поэма "Расхищенные шубы" (1807—15), комедии "Коварный" (1804), "Новый Стерн" (1805, пародирует сентиментализм как эстетич. и бытовое явление), "Урок кокеткам, или Липецкие воды" (1815, вызвала театр. скандал и послужила толчком к созданию "Арзамаса"). В кон. 1810-х гг. петерб. квартира Ш. — один из центров театр. жизни столицы. В лит. баталиях следующей эпохи Ш. поддерживает пушкинскую гр. писателей (пьеса "Каламбурист и журналист", 1832 и т. д.), позднее сближается с нек-рыми славянофилами. В конце писательского пути работает над ром. "Жизнь Александра Пронского", повестями (цикл "Русский Декамерон").
А. А. Шаховской
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.